19 интересных фактов о тадж махале

Содержание:

Шедевр мирового искусства

Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

Мифы и легенды

Любовь с первого взгляда

Принц прогуливался по базару Агры, своей столицы, когда увидел 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.

Портреты Мумтаз и Шах-Джахана

Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.

В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама, будущего императора. В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет.

Арджуман стала третьей женой. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.

Чёрный Тадж Махал или потерянная мечта императора Моголов

Главное здание мавзолея расположено вдоль берега реки. Для завершения симметрии ансамбля на другом берегу реки должен был стоять такой же мавзолей из черного мрамора для Шаха Джахана. Однако этот замысел не осуществился.

Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологи обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором.

Cлухи о строительстве чёрного Тадж Махала стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Европейский торговец индийскими бриллиантами ездил туда 4 или 5 раз. В конце жизни он занялся написанием мемуаров, в которых есть впечатления о путешествии в Агру в 1665 году. В них Тавернье упоминает о Чёрном Тадж Махале на противоположном берегу реки. Но эта версия требует проверки.

Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А Чёрным Тадж Махалом можно назвать полное отражение первого на поверхности реки. В статье о Чёрном Тадж Махале интересные факты говорят, почему его объявили мифом.

Жестокость и щедрость падишаха

Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг комплекса были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи каждый может забрать домой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.

Согласно другой легенде, правитель был настолько поражён величием и совершенством усыпальницы, что приказал отрубить руки главному архитектору, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.

Монументальные сады

Они носят название Чар-Баг и размещены необычным образом. Обычно, в соответствии с персидскими традициями, сады разделяют на 4 основных сектора наподобие четырех райских садов, упомянутых в Коране. Они окружают основной корпус (например, павильон или мавзолей) вдоль пересекающихся центральных осей. Однако, глядя на здание со стороны главных ворот, кажется, что идея дизайнера отклоняется от этого стандарта. Основная часть комплекса находится не в центральной части сада, а в конце комплекса, закрытого линией реки.

Интересно, что если посмотреть на объект со стороны парка Мехтаб Багх, расположенного по другую сторону реки, кажется, что мавзолей находится в центральной части комплекса и имеет большую площадь. Такой зрительный эффект лишь доказывает гениальность архитектора, строившего Тадж-Махал.

Интересным фактом является сооружение инновационной для того времени системы водных каналов и фонтанов в садах. Соответствующий дизайнерский прием был введен в Индию в 16 веке прадедом Шах-Джахана Бабуром. С течением времени и появлением множества изменений в саду с момента его создания трудно четко сформулировать первоначальную идею по размещению отдельных композиций в комплексе.

Поэтому он стремился задействовать лучшие материалы и собирать лучших мастеров. Самый красивый мрамор был добыт из далекого 300-километрового карьера в Макрарне (Раджастхан). Были назначены работники, руководившие основными процессами в строительстве:

  • Мир Абд аль-Карим — главный архитектор;
  • Абдул Хакк — главный каллиграф;
  • Устад Ахмад Лахор — надзиратель.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы основы архитектуры эпохи Великих Моголов были включены в проект.

История строительства Тадж-Махала

Участок, выбранный Шах-Джаханом под строительство, площадью более 1 гектара, был упрочнён и приподнят для защиты от затопления.

Вместо бамбуковых лесов для организации фундамента были возведены кирпичные. История гласит об опасении мастеров, что разборка таких основательных лесов займёт годы. Однако леса были разобраны практически сразу после того, как строителям было разрешено унести с собой столько материала, сколько они смогут поднять.

До места строительства был проложен 15-километровый подъезд из утрамбованной земли, по которому 30 быков на специальных повозках тащили доставляемый из разных концов Индии строительный материал. Для подъёма тяжёлых мраморных блоков был разработан специальный механизм.

19 фактов о Тадж-Махале

  1. Тадж-Махал — мавзолей-мечеть, построенный в память жены правителя Шах-Джахана. Они прожили вместе 17 лет. Супруга царя умерла при родах 14-го ребенка. Безутешный муж возвел Храм Любви напротив своих окон и смотрел на него до тех пор пока не упокоился рядом с любимой.
  2. Название мечети происходит от имени умершей женщины, и переводится как “Корона дворцов”.
  3. Работы по строительству мечети-усыпальницы велись более 20 лет при участии 22 тыс. человек.
  4. В строительстве участвовали восточные мастера и только два европейца − венецианец и итальянец. Они проектировали самые сложные конструкции, который обеспечивают поддержку купола.
  5. Уникальный изразцовый мрамор для строительства привозили с каменоломни, расположенной за 300 км от Агры. Материал перетягивали 30 быков на деревянных повозках.
  6. В декоре мавзолея задействованы сокровища многих стран мира: сердолик из Ирака, нефрит из Китая, лазурь и сапфиры из Шри-Ланки, яшма, малахит и бирюза из Тибета, агаты и аметисты из Персии.
  7. Наружные стены Тадж-Махала покрыты цитатами из корана, по числу и длине которых этот мавзолей не имеет равных в мусульманской архитектуре. Здесь расположено 22 отрывка и 14 полных глав священной книги.
  8. Фраза у главного входа переводится как “Войди в мой рай”.
  9. Первоначальные ворота Тадж-Махала сделаны из чистого серебра. Когда их украли, то вместо них поставили медные копии. Золотые решетки вокруг гробницы правитель сам повелел заменить на мраморные, чтобы они не были похищены.
  10. Шах-Джахан похоронен рядом с женой, мавзолей из черного мрамора для себя он не успел возвести. Народ взбунтовался против высоких налогов из-за строительств усыпальницы. Сын сверг своего отца и заточил в башне Красного Форта. Там несчастный правитель провел 9 лет, глядя в окна на свое творение.
  11. Для посетителей представлены кенофаты − ложные гробницы. Сами захоронения находятся под полом.
  12. Раньше в саду Тадж-Махала обитали экзотические птицы, а в прудах плавали декоративные рыбки.
  13. Некоторые полагают, что Шах-Джахан построил мавзолей, чтобы удовлетворить свою гордыню. Правитель считал себя наместником Аллаха на земле.
  14. Башни Тадж-Махал закрыли для туристов из-за того, что оттуда часто пытались сброситься несчастные влюбленные.
  15. Больше всего Тадж-Махал раскрывает свою красоту в утреннем рассвете, когда лучи солнца падают на его блестящий фасад.
  16. Для мусульман это священное место, куда они приходят почтить память женщины, умершей при родах.
  17. Индийский писатель и лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор назвал мечеть “слезой на щеке вечности”.
  18. Настенный мрамор имеет разные оттенки, которые видно при определенном свете. Днем он кристально белый, вечером розовый, а ночью серебристый.
  19. Тадж-Махал входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Настоящее время

Недавно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамны. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.

На территории площадью 10 400 км² вокруг Тадж-Махала, известной как Трапециевидная зона Таджа (англ. Taj Trapezium Zone, TTZ) и включающей в себя ещё два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Агра-форт и Фатехпур-Сикри, — введены специальные ограничения, призванные защитить эти памятники истории от загрянения. Предприятиям в этой зоне, в частности, запрещено использовать уголь и кокс: они должны перейти на использование природного газа или быть переведены за пределы зоны.

Туризм

Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года — октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе. В настоящее время восстановлен Хавасспурас (северный двор) — для использования в качестве нового центра для посетителей. В небольшом городке к югу, известном как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, были построены караван-сараи, базары и рынки для удовлетворения потребностей посетителей и работников. Тадж-Махал также фигурирует в нескольких списках как одно из семи чудес в современном мире, в том числе в составленном в 2007 году списке Новых семи чудес света (после опроса более чем 100 млн голосов).

Экспозиции открыты с 6 утра до 7 часов вечера в будни, за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети в период с 12 часов вечера до 2 часов. Комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.

По соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки.

Немного истории

Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.

История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.

После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.

Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.

Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1643 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.

Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.

В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.

Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.

Настоящее время

Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.

Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.

Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.

Мавзолей построен во имя любви

Мумтаз-Махал — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана.

Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.

Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.

26 фактов об архитектуре мавзолея

  1. Тадж Махал (или Тадж) признан лучшим образцом могольского архитектурного стиля — «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Он (стиль) возник на синтезе индийского, персидского и арабского архитектурных стилей.
  2. Внутри расположены 2 гробницы: шаха и его жены Арджуман Бану Бегум , которые находятся в земле под кенотафами.
  3. Вдохновленный стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз (титул жены падишаха) в раю. В этом — предназначение большинства погребальных архитектурных сооружений моголов.
  4. Архитектура Таджа обладает мистическим воздействием: взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление. Об этом в Иллюзиях и тайнах Тадж Махала на канале Дзен Архитектура.
  5. Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.
  6. Его символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
  7. В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз, задерживались в воздухе.
  8. Комплекс имеет осевую симметрию относительно могилы Мумтаз-Махал. Лишь гробница самого Шах-Джахана нарушает её.
  9. Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.
  10. При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана, который на дневном солнце имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире. Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.

Тадж Махал в свете утренней зари

4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
Архитектором самого впечатляющего, главного купола считается Исмаил Афанди из Турции. Снаружи его высота составляет 44,4 метра, а внутри — 24,35 м.
Купола увенчаны позолоченными фигурами в персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из чистого золота, но в 19 веке заменён на бронзовый.
Все декоративные элементы дизайна действующих минаретов украшены позолотой.
До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями , в том числе, привезённым с Урала, малахитом.
Ма стерски сделанные мраморные решетки окружают кенотафы над могилами .
Чего мы не видим сейчас, так это чаши, полные драгоценностей на могиле Мумтаз Махал, персидские ковры на полу, серебряные дверные проемы и нависающие люстры, которые когда-то составляли внутренний декор.
Потолок украшен цветочными узорами и геометрическими рисунками — пол.
Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
Купол зала внутри украшен в виде солнца.
С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».
Никакие мастера и дизайнеры не смогут воспроизвести этот шедевр сегодня.

Тадж Махал ночью

Масштабность планировки и сооружения

Столь грандиозному строительству предшествовала грамотная подготовительная работа. Огромную площадь (1,2 га) у берегов реки Джамны, которую император обменял на один из своих роскошных дворцов в центре Агры, вначале перекопали, заменили верхний слой грунта, а затем всю строительную площадку подняли на 50 м. над уровнем берега реки. Это позволило избежать подтопления, а специальный фундамент помог устоять грандиозному зданию во время землетрясений. Сам комплекс решили создавать в виде пятикупольного ансамбля, центральное место которого занимает мавзолей – его высота достигает 74 м, а четыре минарета, установленных по углам взметнулись ввысь на 41 м. каждый.

Исторический факт: Несмотря на то, что Тадж-Махал пережил не одно землетрясение и массу природных катаклизмов, он все-таки был на грани разрушения из-за вандальных действий британских военных, которые в 1857 г. прибыли на усмирение восставшего народа Индии. Пользуясь случаем и чувствуя полную безнаказанность, они кинулись извлекать драгоценные камни из стен, разрушая уникальный памятник.

История и легенды Мумтаз Махал

В перевод Тадж-Махал означает Венец Моголов. Некоторое время его еще называли Тадж Биби-как-Рауза или местом погребения царицы сердца. По старой легенде принц Гурам, будущий Шах Джахан, однажды на рынке увидел бедную девушку. Посмотрев в ее глаза, он сразу же принял решение взять ее в свои жены. Так в 19 лет Арджуманд Бано Бегум приобрела статус второй жены принца Гурама. У Гурама было множество других жен и наложниц, но именно Мумтаз надолго завоевала сердце будущего правителя. 

Шах Джахан и Мумтаз Махал

Во время завоевания трона Мумтаз стала самой верной сподвижницей принца. А ведь борьба была серьезная: принцу противостояли его братья, а к тому же приходилось скрываться от родного отца Джахангира. Но все же в 1627 году Гураму удается захватить трон и получить статус Шах Джахан – повелителя мира.

Мумтаз занимала важное место в жизни правительства. Шах Джахан устраивал в ее честь разные приемы и пиршества

Мумтаз присутствовала на всех важных государственных церемониях, ее выслушивали даже на государственных советах.

Конкретные факты о жизни и смерти Мумтаз в разных источниках путаются, что со временем сделало их легендой. Так Мумтаз родила девять или тринадцать детей, а умерла в 1636 или 1629 году. Путается и причина – по одной из них она заболела, по другой скончалась во время родов. Многое сводится к тому, что это событие произошло во время возвращения с победой из Декана. Легенда также гласит, что перед смертью Мумтаз попросила мужа построить усыпальницу, равную их любви.

Райские кущи

  1. Сад вокруг усыпальницы символизирует Эдем.
  2. Священная Ямуна была включена в дизайн сада, как одна из рек Рая.
  3. Приподнятый мраморный бассейн в центре, Аль Каусар, олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы, разделяя сад на четыре равные части.
  4. В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.
  5. Сегодняшний дизайн ландшафта — английский стиль.

Тадж Махал — изысканная красота и величие индо-мусульманской архитектуры.

Можно любоваться им из парка или с крыши отеля — величие и невесомость сооружения оставит след в твоей душе. Тадж реально меняется в течение дня. Утром на восходе его стены и куполя окрашиваются нежно-розовым с оранжевым отблеском, днем оттенки становятся бело-воздушными, а к вечеру мавзолей сереет, чтобы исчезнуть в дымке, накрывающей Агру. Меняются визуальные пропорции здания — оно то прижимается к земле, то вырастает ввысь к небосводу. Я видела эти метаморфозы своими глазами — впечатляет не то слово.

Тадж Махал вблизи поражает красотой, размерами и невероятными элементами отделки.

Мы жили в районе Тадж Нагри в 1км от Восточных ворот Тадж Махала — это пешком примерно 12-15 минут. К воротам ведет относительно ухоженная улица, окруженная парками и шикарными отелями. Начиная от пешеходной зоны этой улицы, к тебе будут приставть назойливые гиды и конные повозки, желающие подвезти туриста) От шлагбаума до Таджа всего-ничего. Хотя на повозке прокатиться прикольно)

В Восточные ворота запускают местных туристов по билетам за 20 рупий. Кассы для иностранцев находятся около Главных ворот. Дойти от Восточных ворот до Главных просто — двигайся вдоль высокой каменной стены минут 5 и ты на месте. Правда, на пути будут улочки Старой Агры) — но ты же хочешь приключений и впечатлений!

Площадь Тадж Махала огромна и, как бы готовит посетителей к величию главной достопримечательности Индии — Тадж Махала. Элементы украшения стен и куполов надо осматривать прямо от Главных ворото Таджа. Слева и справа буду мраморные барельефы, которые все должны были быть симметричными — но это не так. Увлекательно найти отличия в лотосах) 

Далее тебя ждут сады, каналы, фонтаны. 

Комплекс, естественно, уступает тому, что мы привыкли видеть даже в России. Газоны и цветники выглядят простенько, фонтаны вообще обыденно. Я немного разочаровалась от такой серости территории комплекса. Однако, все это меркнет в величии и значительности главной достопримечательности — Тадж Махала, который доминирует над комплексом, над посетителями, даже над рекой и небом.

Тадж Махал стоит в окружении минаретов на гигантской платформе в глубине комплекса. Слева от него мечеть, а справа гостевой дом — они выполнены из красного песчанника, который используется при строительстве фортов. При входе на платформу Таджа нужно надеть бахилы, ну, или разуться. Местные ставят свои шлепки в деревянные ячейки справа по ходу — у выхода с территории мавзолея. Иностранным туристам надо заходить слевой стороны — отдельно от местных.

Тадж весь покрыт просто безумной мозаикой и инкрустациями. Все мозаичные и геометрические орнаменты выполнены из драгоценных и полудрагоценных камней. Во-первых, цветочные орнаменты! Это нечто невероятное! Такое даже представить сложно — надо видеть своими глазами. Вначале кажется, что все это простая роспись. Подходишь вплотную и видишь, как полупрозрачные разноцветные камни вплетаются в белоснежный также полупрозрачный мрамор стен. Все цветочки, стебельки, листочки — МОЗАИКА! Безумие какое-то! как они все это сделали! Восторг! Такого типа мозаика полностью покрывает и гробницу Мумтаз Махал внутри мавзолея. Там орнаменты еще изящнее и тоньше.

Еще мне очень-очень понравилась мозаика с геометрическим орнаментом.

С расстояния десятка шагов этот орнамент в виде зиг-зага выглядит золотым или серебряным — прямо блики, переливы, как у старого металла. Приблизившись, можно рассмотреть искуссно подобранные камни серого, черного, бежевого и желтого оттенка, которые создают переливы, градиенты узора с разных точек зрения. Невероятный визуальный эффект — строго и круто!

Купола и арки отделаны тонкой геометрической резьбой по мрамору. Это выглядит очень и очень красиво. Просто невероятная резьба по мрамору украшает усыпальницу Мумтаз Махал и Шах-Джахана — перегородки как бы сотканы из каменного кружева.  Ниже фото, взятое из Интернета, с одного из офсайтов, допущенного к фотосъемке гробницы — внитри фотать запрещено.

Окна Тадж Махал тоже убраны резными узорчатыми мраморными панелями. Здесь уже вырезаны ровные граненые ячейки-соты. Между сотами перемычки из камня очень тонкие и поэтому издалека это выглядит изумительно воздушно.

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал — храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

История создания мавзолея

Первоначально царицу похоронили в Бурхан-Нуре, где она и скончалась. Через полгода ее останки доставили в Агру. А в годовщину смерти Шах Джахан начал строительство мавзолея. В конкурсе проектов принимали участие лучшие архитекторы Востока. Всех мастеров превзошел архитектор Усто Иса Ханом Эффенди из Шираза. Его проект в целом очень понравился императору, и лишь частично был изменен позднее. 

22 года 20 тысяч человек сооружали эту достопримечательность Индии. Саму гробницу обнесли стеной, сделанной из красного песчаника. Перед мавзолеем Тадж-Махал соорудили огромный двор под будущий сад. По одной из красивых легенд на противоположной стороне реки Джамны правитель начал возведение другого такого же по форме, но из черного мрамора, мавзолея для себя. В этой легенд и в общей архитектуре здания видна любовь Шаха Джахана к симметрии. Возведению антикопии мавзолея не суждено было сбыться – его сын Аурангзеб перехватывает трон и заточает отца в Красный форт. Так Шах Джахан провел свои последние годы жизни под домашним арестом и умер в 1666 году.

По завещанию отца Аурангзеб переносит его тело в Тадж-Махал к жене. Здесь же были похоронены и многие другие жены Шах Джахана, а также некоторые члены семьи и их приближенные. 

Тадж-Махал действительно очень красивое здание. Ни одно описание, фото или видео не сможет передать всю истинную красоту этого сооружения. Архитектура сооружения передает смесь индийского, персидского и исламского зодчества. Крепостные стены по углам обрамлены башнями-павильонами. В центре возвышается само здание усыпальницы в переливающихся цветах в зависимости от освещения. Ночью он кажется ослепительно белым, а в период разлива реки вся эта красота ровно отражается в ее течении. 

С трех сторон здание окружает парк. Фасад дворца составляет мраморный портал, соседствующий по сторонам с двумя купольными башнями. По центральной оси мавзолея перед фасадом находится оросительный канал, разделенный бассейном. От бассейна в сторону четырех минаретов протянуты дорожки, на которые из-за случаев суицида доступ закрыли.

Чувство легкость здания издалека подкрепляет и его украшение при более тщательном изучении. Так стены разрисованы тонким узором, мраморные блоки инкрустированы самоцветами, переливающимися на свету. Кажется, что эту постройку воздвигли совсем недавно. Не удивительно, что по очередному преданию, Шах Джахан приказал отрубить руки архитектору, дабы тот не смог повторить подобное.

Две боковые лестницы ведут на второй этаж усыпальницы, где под огромным куполом, поднимающимся на высоту 74 метра, раскинулись открытые террасы. В фасаде здания вырезаны ниши, что еще больше усиливает чувство невесомости здания. Войдя через проход фасад, можно увидеть просторный зал, в центре которого расположены два беломраморных саркофага. 

Саркофаги

Стены здания украшены мозаиками из камней. Они сплетаются во множество растений, гирлянд цветов, букв. Своды арок расписаны четырнадцатью сурами из Корана.

Индийский Тадж-Махал, знаменитейший памятник любви, давно ставший символом этой страны. Это одна из самых популярных достопримечательностей у туристов, воспринимая как вечная история любви в камне.

Сад Тадж Махала: интересные факты ландшафтной архитектуры

Сад, занимающий площадь 6,9 гектаров, воспроизводит образ «земного рая». В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Метафорически сопоставляется с красавицей-женой.

Приподнятый мраморный бассейн в центре — Аль Каусар — олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы — воды 4-х рек жизни, разделяя сад на 4 равные части.

Фруктовые деревья и кипарисы символизируют бессмертие и возрождение. По мусульманским представлениям Аллах создал своё Творение за 4 дня, существует 4 точки горизонта, 4 первостихии — земля, вода, воздух и огонь. Четырёхчастотная структура сада несёт в себе эти символы.

В гармонии сада и усыпальницы доминирующее значение имеет орнаментика. Она объединяет все составляющие художественной культуры ислама, статику и движение, фантазию и рациональность.

Священную Ямуну архитекторы включили в дизайн сада, как одну из рек Рая. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector