Петропавловская крепость в санкт-петербурге
Содержание:
- Единый билет в Петропавловскую крепость
- XIX и XX столетия
- Архитектура
- Музей в Петропавловском соборе
- Билеты и экскурсии
- История создания
- Кронверк
- Архитектурный ансамбль Петропавловского собора
- Стратегический и духовный форпост Балтики
- Легенда ль, быль, а жест остался…
- Как добраться
- История храма в XVIII-XX веках
- Интересные факты
- Кто похоронен в Петропавловской крепости
- Особенности архитектурного ансамбля
- Из истории
Единый билет в Петропавловскую крепость
Мы сильно рекомендуем взять комплексный билет:
— стоит 750 рублей (взрослый); — действует два дня; — дает возможность увидеть самые ключевые экспозиции и посетить основные здания Петропавловки:
1.Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница (в стоимость не входит посещение колокольни Петропавловского собора); 2. Тюрьма Трубецкого бастиона; 3. Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко; 4. Экспозиция «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1703-1918»; 5. Экспозиция «История Петропавловской крепости»; 6. Экспозиция «Музей науки и техники»; 7. Экспозиция «Музей архитектурной керамики»; 8. Экспозиция «Предметный мир модерна»; 9. Временные выставки (перечень надо дополнительно уточнять).
Кроме того, он включает в себя и экскурсию «Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость – исторический, военно-инженерный и архитектурный памятник» с посещением Петропавловского собора с Великокняжеской усыпальницей и тюрьмы Трубецкого бастиона. Экскурсия длится полтора часа. Начинается каждый час 11:00 до 17:00 (по вторникам и предпраздничным дням последний сеанс стартует в 16:30).
Общая экономия благодаря комплексному билету составляет несколько сотен рублей. Но даже если вас не тянет прямо во все указанные музеи и на экспозиции, то все равно выгода сильная. Поход в одну только в усыпальницу и тюрьму Трубецкого бастина уже отобьет затраты.
XIX и XX столетия
В конце XVIII столетия на территории крепости была начата постройка зданий Монетного двора, завершившаяся в начале XIX века. Примерно в этот же период времени был выстроен оружейный склад.
Крепость была возведена с таким расчетом, чтобы из нее можно было отражать атаки неприятеля, но за всю ее историю она ни разу не участвовала в войнах. Вскоре после того, как возведение крепости было завершено, ее стали использовать в качестве тюрьмы. Такую же функцию она выполняла и в XIX веке. Здесь содержались политические преступники.
Одним из первых заключенных крепости стал старший сын Петра I; он скончался в крепости в начале XVIII столетия (согласно одной из версий, был там убит). Позже здесь содержались декабристы. Суровые стены крепости помнят Александра Радищева, Федора Достоевского, Николая Чернышевского — эти знаменитые российские мыслители и литераторы в разное время отбывали здесь наказание. Некоторое время был заключен в крепости террорист Сергей Нечаев, наказанный за убийство своего соратника, студента Ивана Иванова. В ходе судебного процесса было обнародовано сочинение, автором которого являлся подсудимый, названное им «Катехизис революционера»; этот «труд» потряс общество своей бесчеловечностью и цинизмом, даже многие убежденные революционеры, сторонники насильственной смены власти, отзывались о нем с негодованием.
В начале XX века гарнизон крепости принял активное участие в событиях, результатом которых стала смена социального строя в стране. Гарнизон встал на сторону большевистской партии. В одном из бастионов некоторое время находились в заключении члены Временного правительства.
В первые послереволюционные годы на территории крепости производились массовые расстрелы обвиняемых в контрреволюционной деятельности. Захоронения были обнаружены лишь в начале XXI века.
В 20-е годы XX столетия крепость была превращена в музей. Спустя некоторое время руководство города приняло решение разрушить бастионные укрепления, а на их месте выстроить большой стадион. К счастью, это решение вскоре было отменено.
В середине 20-х годов в одном из помещений крепости была открыта лаборатория, занимавшаяся разработкой особых ракетных снарядов, для которых требовался бездымный порох. Лаборатория находилась там почти до середины 30-х годов XX века. Ее сотрудники добились столь впечатляющих успехов, что их имена были увековечены в названиях десяти лунных кратеров. В настоящее время в бывшем помещении лаборатории открыт музей.
Архитектура
Петровские ворота кажутся несколько тяжеловесными, на первый взгляд, в то же время они величавы и очень нарядны, а это одна из изюминок стиля барокко. Символизм играет важную роль в архитектуре данного стиля. Каждая деталь убранства имеет своё значение, благодаря чему сооружение можно читать как книгу.
Символизм барокко
В XVIII веке людям был доступен язык аллегорий. Современные искусствоведы расходятся в трактовке деталей, но все они сходятся во мнении, что Петровские ворота — Триумфальная арка, где все горельефы и барельефы, статуи и изображения прославляют победы России.
Современники могли интерпретировать сюжет так: крепость — это камень, которым апостол Пётр поразит каждого, кто будет покушаться на неё. Имя Пётр по-гречески означает — «камень». В Священном Писании есть слова о том, что апостол Пётр — это камень, на котором Христос построит Церковь свою и врата ада не одолеют её. Весь ансамбль создан как похвала стойкости и неприступности крепости, как символ веры в полную победу России над Швецией.
Поскольку деревянные ворота были возведены ещё до Полтавской битвы, Петровские ворота можно считать памятником военным успехам русской армии, в первую очередь, на берегах Невы и Финского залива. Эти события и поспособствовали строительству Петропавловской крепости.
Размещение на воротах герба России подчеркнуло важность крепости и молодой столицы — Санкт-Петербурга в жизнедеятельности государства первой четверти XVIII столетия
Значение главного горельефа
В центре панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптор Кондрат Оснер изобразил крепость на скале, над которой клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Бородатый мужчина падает головой вниз с облаков прямо на крепость. Это языческий жрец или волхв Симон. Согласно легенде, он порочил и оскорблял апостола Петра. Поддерживаемый демонами волхв пытался летать.
Но апостол Пётр своей молитвой рассеял бесов, и Симон был низвергнут на землю с «великим шумом». Он падает, а люди внизу наблюдают за его позором. Человек в одежде древнеримского полководца стоит перед крепостью. Скульптор, возможно, так изобразил Петра, а может быть — простого воина-защитника крепости.
Фрагмент из книги Елены Лелиной «Петропавловская крепость»:
В нижней части горельефа, в центре, изображён первоначальный собор Петра и Павла на фундаменте из мощных каменных глыб, справа и слева от него стоят люди, взирающие на низвержение Симона волхва.
Изображение Бога Саваофа на фронтоне Петровских ворот можно отнести к символу Бога как Всемогущего Владыки всех сил неба и земли. Подразумевается, что Саваоф сверху благословляет то, что запечатлено на огромном горельефе «Низвержение Симона Волхва апостолом Петром». Для молодого царя свержение волхва апостолом – важнейшее событие, и оно должно было благословляться Свыше.
Утраченные скульптуры
Помимо вышеперечисленного, в скульптурное убранство Петровских ворот входили ещё 7 статуй, которые не сохранились. Среди них центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.
Ценность ворот
Петровские ворота Петропавловской крепости — старейшие триумфальные ворота Северной столицы, единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко, объект культурного наследия народов РФ федерального значения.
Общий вид Триумфальной арки XVIII века не перестаёт восхищать. Петровские ворота и сегодня выглядят нарядными
Важно, что своим величием они поражают буквально каждого, кто входит в них, давая прочувствовать победоносный дух времён Петра Великого
Музей в Петропавловском соборе
Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.
К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.
Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.
Константин
Билеты и экскурсии
Вход на территорию Петропавловской крепости – бесплатный. А для посещения музеев и выставок необходимо приобрести входной билет.
Если вы планируете посетить несколько музеев, оптимальным будет приобретение комплексного билета. В него входит однократное посещение Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы, тюрьмы Трубецкого бастиона, музея космонавтики и ракетной техники, музея науки и техники, музея архитектурной керамики, экспозиций «История Санкт-Петербурга-Петрограда» и «История Петропавловской крепости», а также временных выставок на территории Петропавловской крепости. Билет действует 2 дня, и помимо входа в музеи предусматривает полуторачасовую обзорную экскурсию по крепости.
Категория посетителей |
Стоимость комплексного билета |
Взрослые |
750 руб. |
Учащиеся и студенты ВУЗов РФ |
400 руб. |
Пенсионеры РФ |
300 руб. |
Кроме того, каждый музей можно посетить отдельно.
Музеи, выставки, экспозиции |
Взрослый билет |
Билет учащегося/студента ВУЗов РФ |
Пенсионный билет |
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница |
550 руб. |
300 руб. |
250 руб. |
Тюрьма Трубецкого бастиона |
250 руб. |
по 150 руб. за каждый музей |
|
Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко |
200 руб. |
||
«История Санкт-Петербурга — Петрограда» |
по 200 руб. за каждый музей |
по 120 руб. за каждый музей |
|
Музей науки и техники |
|||
Музей архитектурной керамики |
|||
«История Петропавловской крепости» |
по 100 руб. за каждый музей |
На территории крепости есть коммерческие экспозиции «Историческая мозаика – музей восковых фигур» в здании артиллерийского цейхгауза и «Музей пыток» в каретнике. Кроме того, в Петропавловке регулярно проходят временные выставки и мероприятия. Расписание и стоимость их посещения можно уточнить на соответствующем разделе официального сайта https://www.spbmuseum.ru/themuseum/visitors/cost.php
История создания
Он был заложен в 1703 году и некоторое время существовал в виде деревянной церкви. По сути, города как такового еще не было, в условиях войны была заложена крепость на острове и внутри крепости был построен храм по традициям того времени. В каменном виде уже собор заложили в 1712 году, и достроен он был окончательно только к 1733 году, уже в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Это была архитектура нового типа, искусствоведы относят собор к стилю «петровского барокко». Он достаточно ближе к западно-европейской архитектуре, чем его более ранние русские собратья. Есть легенда, что концепцию и описание собора полностью продумывал сам император, создавая, во-первых, нечто новое, а во-вторых, самое высокое здание – выше колокольни Иоанна в Москве, которой он противопоставлял свой «Северный парадиз».
Дополнительная информация! В связи с длительным временем постройки работы велись разными архитекторами. Так, начал создание и строительство каменного собора итальянец Доменико Трезини, часы в 1776 году монтировал голландец Оорт Крас, а в следующем году фигуру с ангелом монтировал Антонио Ринальди.
Высота колокольни собора составила 112 метров и с годами ремонтов и реконструкций все больше увеличивалась. До середины 50-х годов прошлого столетия это было самое высокое здание в стране.
Собор Петра и Павла (Петропавловская крепость)
На западном фасаде находится многоярусная колокольня, на самом верху которой находится фигура ангела с крестом, помимо всего прочего служащая ориентиром в городе. Сам храм имеет довольно строгий вид и частично напоминает костел. Внутри убранство более богатое и поражает многих своей красотой. Отдельно следует отметить резной иконостас высотой 20 метров из липы и лиственницы, изготовленный на Московском оружейном дворе.
Внутри собора находится родовая усыпальница династии Романовых, как правящих императоров, так и членов их семей. Первым в усыпальнице был похоронен Петр I, в 1733 г., спустя уже 6 лет после смерти. Далее там стали хоронить правящих монархов (за исключением Петра II, умершего и похороненного в Москве и Иоанна Антоновича), а начиная с эпохи Николая I — и Великих князей, членов императорской семьи.
Адрес собора
Собор имеет адрес — Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3в. Телефон +7 (812) 230-64-31.
Режим работы:
- Понедельник — 10.00 — 18.00.
- Вторник — 10.00 — 17.00.
- Среда — выходной.
- Четверг — 10.00 — 18.00.
- Пятница — 10.00 — 18.00.
- Суббота — 10.00 — 18.00.
- Воскресенье — 11.00 — 18.00.
Петропавловский собор (Санкт-Петербург) с другого берега Невы
Обратите внимание! Администрация музея подчеркивает, что время работы может быть изменено
Кронверк
За Кронверкским проливом, на территории Петроградской стороны можно увидеть еще одно историческое строение, изначально относящееся к Петропавловской крепости. Это многоугольное оборонное сооружение в форме короны, построенное в 1705 году на расчищенной от леса территории Березового острова, называется Кронверком (короной). Оно предназначалось для дополнительной защиты крепости со стороны суши, ибо другие стороны Заячьего острова были защищены Невой и топкими болотами.
Кронверк на Петроградской стороне
Первоначально Кронверк был выполнен в деревянно-земляном варианте, а в середине 18 века его обновляют в деревянном виде, но уже на каменном фундаменте. Именно здесь, в Кронверке, в 1826 годы были казнены приговоренные к смерти декабристы.
Нарастающее мировое революционное движение 19 столетия вновь вызвало потребность в этом укрепленном сооружении. И в середине 19 века на каменном фундаменте Кронверка создается краснокирпичное монументальное сооружение Артиллерийского арсенала, которое сегодня видят туристы с северного берега Заячьего острова. Это сооружение очень напоминает средневековые замки, ибо выполнено оно в готическом стиле. В Арсенале хранилось не только оружие, но и знамена и прочая военная атрибутика. Поэтому вполне логично, что к 1872 году Арсенал превратился в Артиллерийский музей с богатой экспозицией имеющихся там экспонатов.
Артиллерийский музей в Кронверке
В период Великой Отечественной войны здесь ремонтировались танки. А в мирное время, после реконструкции здания, Артиллерийский музей, объединившись с Военно-инженерным музеем, значительно расширил свои экспозиции и стал называться Военно-историческим музеем артиллерии. При желании и наличии времени этот музей интересно посетить, тем более, что находится он на территории Александровского парка, где можно отлично провести время. А память о самом укреплении петровских времен сохранилась в названии Кронверкской набережной, Кронверкского проспекта, Кронверкского моста и т.д.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Архитектурный ансамбль Петропавловского собора
Основной храм
Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.
Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен
Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.
Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом
От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.
Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года
Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.
Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.
Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора
Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.
Колокольня
Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.
Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом
Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.
Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора
Дом Михляева
Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.
Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения
В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.
Стратегический и духовный форпост Балтики
Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.
В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.
Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.
Легенда ль, быль, а жест остался…
Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.
А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.
Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.
Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».
А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…
Как добраться
Попасть на территорию Петропавловской крепости можно по одному из двух мостов: по Иоанновскому либо по Кронверкскому.
Остановка наземного транспорта со стороны Иоанновского моста — «Троицкая площадь».
К западной части острова ведет Кронверкский мост, и доехать до него получится трамваях, следующих до остановки «Кронверкский проспект»/«Проспект Добролюбова».
Как доехать до Петропавловской крепости на метро
От метро «Горьковская» (2 линия) до Иоанновского моста близко — нужно пройти через Александровский парк к Кронверской набережной.
А метро со стороны Кронверкского моста располагается дальше — в 1,2 км от моста, станция «Спортивная» (5 линия)
Интерактивная схема метро в Санкт-Петербурге
История храма в XVIII-XX веках
До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.
Петропавловский собор в ночной иллюминации
Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.
Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.
В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.
В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.
Петропавловский собор ночью
В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.
Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.
Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.
Интересные факты
@_lion.a
- Легенда гласит: когда Петр I ругал нерадивых строителей, к нему на руки внезапно прыгнул заяц, убегавший от собак. Император растрогался и простил плотников, а остров велел назвать Заячим.
- Возле Иоанновских ворот стоит памятник тому самому зайцу. Говорят, брошенная ему монетка принесет удачу.
- На территории Петропавловской крепости проводят квесты для детей и взрослых. Участникам нужно найти клад, который спрятал некий барон М. Для участия необходима предварительная запись.
- В Петропавловской крепости находится «полуденная пушка», которая своим выстрелом сообщает горожанам о наступлении полудня. С 2000 года совершить залп поручают почетным гостям Петербурга. Такой чести был удостоен в том числе и принц Чарльз. Сейчас пушку заряжают только по особым случаям.
- На территории крепости расположено одно из самых старинных в мире мест для чеканки монет. Монетный двор действует и сегодня, поэтому на его территорию туристов не пускают. Зато можно зайти в сувенирный магазин при нем.
- Комендант Петропавловской крепости никогда не покидал ее территорию с момента поступления на службу и до самой смерти. Захоронены коменданты тут же.
- В советские времена Петропавловскую крепость хотели снести и на ее месте построить стадион. К счастью, от этой идеи отказались.
Часы работы:
- территория крепости: ежедневно с 9:30 до 21:00
- Петропавловский собор: понедельник, вторник, четверг и пятница с 10:00 до 19:00, суббота с 10:00 до 17:45, воскресенье с 11:00 до 19:00, среда – выходной
- тюрьма Трубецкого бастиона: ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость билетов:
- на территорию крепости вход бесплатный
- в Петропавловский собор: взрослым – 450 рублей, учащимся – 250 рублей, пенсионерам – 200 рублей
- в тюрьму Трубецкого бастиона: взрослым – 200, учащимся и пенсионерам – 120.
- на колокольную Петропавловского собора: взрослым – 150 рублей, учащимся – 90, пенсионерам – 80.
Кто похоронен в Петропавловской крепости
Официальные захоронения на территории крепости появились еще до окончания строительства собора Петра и Павла, получившего известность как Петропавловский. В храме из дерева в 1708 году первой была погребена в младенческом возрасте Екатерина, дочь Петра I. В 1715 — 1717 годах в недостроенном соборе появились могилы еще трех малолетних детей государя — дочерей Натальи, Маргариты и сына Павла. В это же время здесь нашла последний приют и царица Марфа Матвеевна.
Несмотря на межсемейные распри и обвинения в заговоре, по велению Петра Великого в императорской усыпальнице упокоились его опальные старший сын Алексей (умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году) и сестра Мария (март 1723 года). Их могилы расположены под колокольней в приделе святой Екатерины. В 1725 году в церковь было перенесено и тело преставившегося Петра I.
Петр Первый
Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый император Всероссийский (с 1721 года) преставился 52-летним в январе 1725-го в Зимнем дворце. В соответствии с разработанным им же регламентом церемониала тело для прощания первоначально было выставлено там же в траурном зале. Государь находился в гробу в расшитой кружевами парчовой одежде со шпагой и Андреем Первозванным на груди.
По истечении месяца его забальзамировали и перенесли в специально возведенную в честь печального случая временную деревянную церковь, установленную прямо в недостроенном соборе Петра и Павла. И только через шесть лет, в 1731 году, по велению царствовавшей в то время Анны Иоанновны Петр Великий вместе со своей супругой Екатериной I, преставившейся двумя годами позже государя, были погребены в императорской усыпальнице Петропавловского собора.
Их могилы-склепы, камеры которых находятся под полом, расположены у южного входа в храм. О чем свидетельствуют надписи и кресты из чистого золота.
Особенности архитектурного ансамбля
Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.
Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.
С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.
Из истории
История города на Неве начинается именно с создания Петропавловской крепости. Сооружение было возведено во время войны с шведами. В 1703 году армией были захвачены приневские земли, их необходимо было как-то защищать. Стоявшая там тогда крепость Ниеншанц была непригодна для защиты Невы.
Новое место для оборонительного сооружения выбирали Петр I, Меншиков и французский генерал-инженер Ламбер де Герен. Совместно они решили построить крепость на Заячьем острове.
В мае 1703 года началось строительство. Руководит процессом Меньшиков, так как царь находился в это время на Олонецкой верфи. Первоначально государь даже не думал о возведении здесь города, уж тем более столицы.
Строительство крепости и города связали между собой уже позже, в целях политической пропаганды. В любом случае, именно 27 мая 1703 года принято считать днем основания северной столицы.