Георгиевский зал кремля

Изначальное предназначение

@tima.don

Кремлевский дворец задумывался как царская резиденция. Один из залов был тронным, в нем принимали послов и советников. Однако когда столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, дворец стали использовать лишь во время императорских визитов, и здание постепенно приходило в негодность.

Вторую жизнь Большой Кремлевский дворец обрел после победы над Наполеоном. Николай I хотел, чтобы он стал новым символом могущественной власти. Здесь начали проводить коронацию новых правителей.

В годы советской власти здание реконструировали, оборудовали жилые помещения для членов партии и их семей, а позднее еще и столовую. К старинным гобеленам и мебели относились с пренебрежением, несмотря на протесты наркома просвещения Луначарского.

Дворец серьезно пострадал во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны. В частности, был серьезно разрушен Георгиевский зал.

Современные реалии

В настоящее время объект имеет статус центральной театрально-концертной площадки страны. Он находится в резиденции Президента Российской Федерации. Этим и продиктовано его особое звание. К мероприятиям, которые проводятся здесь, предъявляются очень высокие требования.

Всегда есть множество желающих посетить Кремлевский дворец. Хорошие места лучше бронировать заранее. Сейчас местный репертуар значительно расширен. Тут проходят различные эстрадные выступления, юмористические программы и другие шоу. Большой зал, расположенный здесь, является одним из лучших в мире. На его сцене регулярно выступает множество известных коллективов. Есть здесь и свой театр-балет. Кремлевский дворец всегда поддерживался на должном уровне. В нем регулярно проводится техническое переоборудование, осуществляется профилактика светового и звукового оснащения. Все это делается для поддержания высокого статуса.

Рекомендации

Цитаты

Источники

  • Каррингтон, Дуглас Р. (1981), Георгиевский зал: зал, орган и органисты , Ливерпуль: Городской совет Ливерпуля, OCLC  
  • Хемм, Гордон (1949). Георгиевский зал, Ливерпуль . Северная издательская компания.
  • Хичкок, Генри-Рассел (1954). . Издательство Йельского университета .
  • Ноулз, Лорейн (1988), Сент-Джордж-Холл, Ливерпуль , Ливерпуль: Ливерпульский музей, ISBN 0-906-36732-8
  • Певснер и Поллард, Николаус и Ричард (2006). Здания Англии Ланкашир: Ливерпуль и юго-запад . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0300-109108.
  • Шарплс, Джозеф (2004). Pevsner Architectural Guides: Ливерпуль . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0300-102581.
  • Уоткин, Дэвид (1974). Жизнь и творчество К. Р. Кокерелла . Zwemmer. ISBN 0-302-02571-5.

Интерьер Кремлевского дворца

После переименования в 1992 г. с приданием статуса «государственного» Кремлевский Дворец может соперничать по техническому оснащению светозвуковой аппаратурой современного уровня с известными концертно-зрелищными зданиями в Нью-Йорке это Карнеги холл с 2704 посадочных мест в основном зале, залом Олимпия в Париже с 2000 мест.

Стиль советского модерна выбивает здание из общей канвы древних построек и дворцов Московского Кремля.

Дворцовое фойе – это большое открытое пространство, подсвеченное верхним электрическим светом, и залитое с 3 сторон естественным светом через прозрачные стеклянные стены. Внутренняя часть отделана гранитом красного цвета, белейшим мрамором и узорчатым туфом. Наборные паркеты, восстановленные недавно, были сделаны из разных пород дерева: дуба, ясеня, ореха, бука и граба.

В фойе мозаичный пояс, исполненный из смальты разных цветов, изображающий гербы союзных республик, сделан по эскизам известного советского художника Александра Дейнеки.

Сценический занавес-панно с барельефом вождя исполнен металлическими пластинами, которые изготовили искусные чеканщики Художественного фонда Латвии. Автор эскиза А. Мыльников.

Кремлевский дворец (фото зала заседаний которого впечатляет своими размерами) организует в единое целое сцену и партер, амфитеатр и балкон. Стены в зрительном зале, обшитые деревянными вертикальными пластинами по подобию стен здания ООН, находящегося в Нью-Йорке, создавали идеальные акустические условия.

Во время реконструкции 2003 г. зрительные кресла из красного бархата заменены на синие, придавшие яркость и неповторимую благородность общему виду. План зала сверху выглядит как квадрат, соединенный амфитеатром, балконом и сценой.

Современное оборудование Кремлевского дворца соответствует мировым стандартам и готово поддерживать светозвуковое оформление и техническое обеспечение мероприятий на 3-х сценических площадках: Большой, Малый и Дипломатический залы. Над Большим зрительным залом пристроен банкетный, ныне Малый зал.

Два зрительных яруса соединяют фойе, многочисленные подсобные, гримерные, технические и офисные помещения.

При строительстве делегация архитекторов специально выезжали в Германию и Америку, Китай, где изучили нюансы проектирования и строительства колоссального концертно-театрального здания, чтобы применить на деле иностранный опыт. В результате появились подземные гардеробы и помещения различного назначения.

Георгиевский зал Кремля

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца является парадным залом. Свое название получил по российскому ордену в честь Святого Георгия Победоносца, который был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году, после чего он стал высшим военным орденом тогдашней России.

Помещение Георгиевского зала Кремля выполнено в бело-голубых с золотом тонах. Зал по-праву является своеобразным храмом воинской доблести.

На стеновых плоскостях установлены золотые звезды, а также орденские повязки с надписями «За службу и храбрость».

Общая длина Георгиевского зала порядка 61 метра, при ширине 20,5 и высоте под 17,5 метра. На стенах установлены панели с названиями войсковых частей и списки георгиевских кавалеров. Верх колон, расположенных у стен, украшают скульптурные изваяния работы Витали, символизирующие территории, входившие в состав Российской территории.

Под потолком установлены шесть позолоченных бронзовых люстр, а напольное покрытие выполнено из 20 пород ценных деревьев, выложенных оригинальным узором.

В годы советской власти в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходили правительственные приемы, награждения и встречи высшего руководства с народом. Сегодня эта традиция продолжает существовать.

Стоит отметить, что именно в Георгиевском зале Кремля прошла церемония подписания договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Случилось это 18 марта 2014 года.

Фото 4. Георгиевский зал Кремля и орден Святого Георгия Победоносца

Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.

А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.

В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль

Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э

Блехшмидта!

Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова…

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.

Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — «За Любовь и Отечество». В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

Что же входит в Большой Кремлевский дворец

Гранатовитая Палата — одно из старейших помещений дворца. Огромная для 15 века палата со сводами, которые держатся на единственном столпе по середине. Стены Гранатовитой палаты расписаны палехскими мастерами. На потолке — сцены из Библии. Сегодня здесь проходят приемы на высоком уровне. К сожалению, фотографировать в этом зале строго настрого нельзя.

Теремной дворец — парадные залы 16 века.

Андреевский зал — парадный тронный зал, названный в честь ордена Андрея Первозванного.
В Александровском зале шикарное золотое убранство и паркет из 30 пород дерева.

Очень интересен Владимирский зал, который объединяет постройки Большого Дворца.

Георгиевский зал, названный в часть Георгия Победоносца.

Пожалуй, покажу в посте то, что мне удалось сфотографировать.

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Государственный Кремлевский дворец

Кремлевский дворец был построен в стиле советского модернизма в 1961 году по инициативе Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Дворец построили на территории древнего кремля за рекордные 16 месяцев. Чтобы не закрывать кремлевские здания дворец заглублен на 16 метров. Изначально планировался снос Троицкой башни, Потешного дворца и Троицкой башни, но ограничились сносом только офицерских казарм времен Николая I.

Первоначальное название — Кремлевский дворец съездов. Главное назначение дворца было проведение съездов КПСС, в то же время он сразу стал второй площадкой для Большого театра. 17 октября 1961 года в день открытия дворца на его сцене прошел концерт с фрагментом балета «Лебединое озеро». Сейчас Кремлевский дворец остается главной концертной площадкой страны. Здесь проходят самые значимые мероприятия, вместительность дворца — 6000 мест.

Царь-пушка как символ военной мощи

Интересный факт. Царь-пушку занесли в книгу рекордов Гиннесса как пушку наибольшего калибра. Специалисты рассчитали, что она могла бы стрелять ядрами из камня весом до 1 тонны!

Кстати, ядра, расположенные рядом с ней, декоративные. У царь-пушки уникальные габариты:

  • диаметр ствола снаружи – 120 см;
  • узорный пояс около дула – 134 см;
  • калибр – 890 мм.

По это причине ее нельзя отнести к определенному классу орудий. Сегодня пушка считалась бы мортирой. Но по классификациям того времени конструктивно это дробовик.

Как и царь-колокол, царь-пушку украшают узоры и изображения. Спереди на стволе можно рассмотреть фигуру царя Федора Ивановича на коне. На ней имеются надписи – послания для русского народа. В том числе написано имя умельца, сделавшего царь-пушку. Это Андрей Чохов.

История

Саму царь-пушку сделали больше 400 лет назад – в 1586 году, а опору для нее и ядра намного позже (только в 1859 году). История царь-пушки кратко:

  1. Борис Годунов подсказал царю Федору Ивановичу отлить орудие из бронзы «царского» размера. Пушка должна была символизировать мощь России и добавлять трибуне для царских указов величие.
  2. Андрей Чохов отлил пушку по указу царя. Ее поставили на Красной площади рядом с Лобным местом. Со стороны виделось, будто бы она защищает Покровский собор и Спасские ворота.
  3. Царь-пушку много раз перемещали: то во двор Арсенала, то к воротам, затем к старому зданию Оружейной палаты. Наконец, в 1960 году ее перевезли туда, где она стоит сегодня – к храму-колокольне Ивана Великого. Для того чтобы сдвинуть пушку с места, понадобилось 200 лошадей.
  4. Во время оккупации Москвы французской армией в 1812 году был взорван двор, где стояла пушка. К счастью, она не пострадала. Сгорела только деревянная опора – лафет.
  5. В 1835 году для пушки выковали новый, замысловатый чугунный лафет с орнаментом, который можно увидеть сегодня. Его покрыли бронзовой краской.

Царь-колокол и царь-пушка

У царь-пушки есть три копии. Первые две очень похожи на оригинал. Они были сделаны из чугуна в 2001 году в Ижевске. Один экземпляр был установлен у входа в завод «Ижсталь», второй подарили Донецку. Третья копия стоит на площади в Йошкар-Оле. Она меньше кремлевской пушки в два раза, сделана из стали, а узор на ней простой.

Плато Святого Георгия

Георгиевский зал от маяка Святого Иоанна

Это плоское пространство между холлом и вокзалом, в котором находятся статуи четырех львов работы Николля и чугунные светильники с подставками для дельфинов. Также на плато находятся памятники, в том числе конные бронзы принца Альберта и королевы Виктории работы Томаса Торникрофта и памятник генерал-майору Уильяму Эрлу работы Берча. Между конными статуями находится Ливерпульский кенотаф I степени, который был открыт в 1930 году, спроектирован Л. Б. Бадденом и вылеплен Х. Тайсоном Смитом. Он состоит из простого горизонтального блока с бронзовым рельефом размером более 31 фута (9 м) с каждой стороны. Шарплс и Поллард считают его одним из самых замечательных военных мемориалов в стране.

История Кремлевского дворца

В 20-е годы XX столетия, после установления государственности новой страны, задумки власти о строительстве общественного здания с политическим уклоном поднимался несколько раз. В 30-40-е годы эта идея не воплотилась в жизнь, и только в 50-е появились первые наметки для возведения достойного здания для высшего Совета СССР, с замыслом для проведения больших форумов партии.

В 1959 г. утвержден проект Дворца Съездов, местом размещения которого выбрали сакральное для Советского Союза место – Кремль на Красной площади.

Михаил Посохин, занимавший тогда пост Главного архитектора столицы и возглавлявший инженерно-архитекторскую группу из опытных специалистов, выиграл закрытый конкурс из 12 работ, представленных на суд Генерального Секретаря.

В ходе дальнейших работ проект претерпел несколько изменений, что было связано с посещением Никитой Хрущевым Пекина, впечатленного величием и громадой китайского партийного Дворца. Вместимость зала с 4 тыс. изменен на 6 тыс. посадочных мест, к проекту также был добавлен зал для банкетов.

Архитекторские группы, возглавляемые известными архитекторами, обновившими облик Москвы того времени, стали:

  • 1 группа – зал заседаний: руководитель Евгений Стамо, архитектор, впоследствии получивший 2 престижные премии СССР, Ленинскую и Государственную;
  • 2 группа – фойе: руководитель Павел Штеллер, лауреат Сталинской премии 3 степени;
  • 3 группа – фасад: руководитель Ашот Мндоянц, соратник Посохина, создатель облика Нового Арбата.

Местом строительства выбрали западную часть Кремля со старыми зданиями XIX в. Оружейная палата в стиле ампир, построенная архитектором И. Еготовым в 1807 – 1810 гг., разобрана вследствие изменения архитектурных планов и объемов. Исторические археологические пласты котлована содержали остатки двора царя Бориса, палат цариц и царевен.

Малый срок, отведенный на строительство, не дал провести тщательные археологические изыскания и раскопки на месте котлована. Здесь были обнаружены остатки строений времен Юрия Долгорукого. Царь-пушка и русские пушки, цепью окаймлявшие Оружейную палату, перенесены к Арсеналу. Под Дипломатический корпус снесена часть Патриаршего двора.

По мере продвижения разработки проекта появились еще три группы, которые занимались «правительственной зоной» и Зимним садом. За первую группу отвечал Макаревич Глеб, ставший в 1980 г. Главным архитектором г. Москва. Проект Зимнего сада выполнила К. Закарьян, со стороны Теремного Дворца фасад оформлен В. Локтевым.

Неоднократные испытания на прочность выявляли слабые места, которые устранялись в ускоренном темпе, чтобы успеть к торжественному открытию 17 октября 1969 г. с заседания XXII съезда Коммунистической партии СССР. Первыми зрителями торжественной праздничной программы на сцене стали делегаты съезда со всех уголков Советского Союза.

25 съезд КПСС в Кремлевском дворце

Для Большого театра сцена дворца стала второй площадкой для постановки спектаклей и других культурно-массовых и календарных мероприятий, на которые приглашались только самые отличившиеся, ударники труда и учебы.

Расположение Кремлевского дворца давал статус всем проводимым мероприятиям. Значимое в жизни России место придавало и придает торжественности, исключительности и высокий уровень всем культурным, общественно-политическим действам.

Зал заседаний и сцена Кремлевского Дворца гостеприимно принимали гостей из разных стран, городов:

  1. Всесоюзные форумы молодежи, съезды Коммунистической партии, Комсомола, Профсоюзов в советское время.
  2. Обязательным было проведение творческих концертов и отчетов прославенных коллективов народного танца, музыки и песни.
  3. Выступали мировые звезды вокального и балетного искусств.
  4. Историческое событие принятия присяги Президента России, Бориса Ельцина, состоялось на сцене Дворца.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.

Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.

Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.

Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.

Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector